Даже при правильной эксплуатации холодильника фреон может испаряться или подтекать. Провести дозаправку хладагента можно собственными силами или с привлечением специалиста. В первом случае потребуется подготовить необходимые инструменты и последовательно выполнить действия согласно инструкции. Важно помнить, что если своевременно заправить холодильник фреоном, то агрегат прослужит достаточно долго и сохранит продукты свежими.
Роль фреона в работе холодильника
Охлаждающая система любой камеры хранения продуктов состоит из компрессора и фреона. Если первый элемент справедливо именуется «сердцем», то хладагент выполняет роль «крови» в холодильнике.
Если фреона недостаточно, то оборудование не сможет функционировать в надлежащем режиме. Хладагент не имеет цвета и запаха, свободно переходит из жидкого в газообразное состояние. Он постоянно перемещается по контуру, состоящему из внутренней и наружной части.
Жидкий фреон поступает во внутренний контур, поглощает тепловую энергию и превращается в газ. После этого хладагент переходит во внешний контур. Двигаясь через компрессор и испаритель, отдает накопленное тепло и снова превращается в жидкость. Цикл повторяется многократно. Как следствие, воздух в холодильной камере охлаждается.
В отдельно взятой модели холодильника применяется только одна марка фреона. Поэтому при дозаправке важно определить и использовать только ее.
Причины утечки фреона и диагностика неисправности
Главная причина утечки хладагента — нарушение герметичности холодильного контура. Среди причин такой ситуации отмечаются следующие:
- Механическое воздействие. Например, повреждение при погрузке/разгрузке холодильника.
- Выход из строя компрессора. В таком случае всегда требуется полная замена хладагента.
- Неправильная установка отдельных элементов холодильного контура. Во время эксплуатации они могут ослабевать, а фреон начнет вытекать через образовавшиеся трещины.
- Попадание влаги или частиц отработанного машинного масла внутрь капиллярных трубок. Использование фильтра-осушителя не решает данную проблему, поэтому требуется проводить вскрытие контура и полную замену фреона.
Чтобы установить место, где происходит утечка хладагента, нужно провести проверку состояния холодильного контура. Сначала осуществляется визуальный осмотр. Устанавливается наличие мест, где присутствуют следы масла. Если такая проверка не помогла найти участки протечек, то используется мыльный раствор.
Он наносится на поверхность трубок и места соединений. Подается небольшое давление. В местах утечки фреон начнет пузыриться. Следует помнить, что обрабатывать мыльным раствором весь контур не рекомендуется из соображений безопасности.
Если все мероприятия не помогли установить место протечки хладагента, то используется течеискатель. Нужно знать, что отдельно взятый прибор способен определить течь конкретной марки фреона. Универсальность течеискателя заключается в том, что он поможет не только установить место утечки до заправки, но и исключить их после проведенных работ.
Помимо восстановления герметичности системы и дозаправки хладагента, нужно проверить состояние других элементов. Чаще всего выход из строя одного узла провоцирует повышенную нагрузку и быстрый износ других. Если не устранить все причины, провоцирующие нарушение герметичности, то в скором времени велика вероятность повторной поломки.
Бывает так, что комплекс мероприятий не позволил самостоятельно выявить место подтекания фреона. В таком случае лучше всего пригласить специалиста.
Среди дополнительных признаков, свидетельствующих о нарушении герметичности или недостаточности фреона в системе, стоит отметить следующие:
- Повышение температуры в камере хранения продуктов.
- Отсутствие или существенное сокращение перерывов в работе холодильника.
- Непрерывная работа компрессора.
- Появление конденсата.
- Образование неприятного запаха, который не имеет отношения к испорченным продуктам.
- Формирование снега или льда на испарителе.
- Наличие коррозии на корпусе.
Подготовка оборудования и материалов
До начала работ по дозаправке холодильного агрегата фреоном следует подготовить необходимые инструменты и материалы. К ним относятся:
- Хладагент. Установить нужную марку поможет табличка. Заправлять холодильник фреоном, который не предписан производителем, запрещается. Количество необходимого расходного материала указывается в инструкции по эксплуатации. Стоимость минимального объема хладагента R600 составляет 500 рублей. Данный вариант чаще других используется в современных холодильных системах.
- Вакуум-насосная станция. С ее помощью в системе создается вакуум. Она также помогает при непосредственной заправке.
- Сварки.
- Припой. Его тип зависит от вида используемых трубок.
- Фильтр-осушитель. Он подлежит замене при любой разгерметизации холодильной системы.
- Клапан Шредера. Отвечает за создание вакуума и повышение давления в системе.
- Течеискатель. Он используется для определения места утечки фреона, проверки на герметичность после заправки.
- Азот. Применяется для продувания системы.
Можно купить все необходимые инструменты или взять в аренду, поскольку они стоят достаточно дорого, и однократное использование не окупит стоимости оборудования.
Подготовительные работы
Перед тем, как начать заправку холодильника фреоном, потребуется выполнить ряд действий. Сначала нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации холодильника. Каждая модель обладает определенными особенностями, которые нужно учесть во время работы. В первую очередь это относится к марке и количеству используемого хладагента.
Меры безопасности
Пренебрегать правилами безопасности ни в коем случае нельзя. Перед работами нужно:
- Отключить холодильник от электрической сети.
- Отключить все приборы, работающие от розетки и находящиеся в помещении. Фреон взрывоопасен.
- Запрещается курить, включать газовую плиту во время заправки холодильника.
- Открыть форточку и обеспечить приток свежего воздуха. Это нужно для того, чтобы избежать скопления взрывоопасного количества фреона в помещении.
- Заземлить все приборы, которые будут использоваться при дозаправке.
После выполнения указанных мероприятий можно приступать к работе с холодильником.
Порядок выполнения работ по замене фреона (пошагово)
Если выявлена утечка, то собираются необходимые инструменты, покупается хладагент, обеспечивается безопасность работ.
Замена или дозаправка фреона проводится в соответствии с инструкцией:
Удаление старого хладагента
Первым делом в системе отыскивается и зажимается фильтр-осушитель. На нем делается отверстие. Впоследствии используется новый элемент взамен использованного.
Определяется место для пайки клапана. Рекомендуется его сразу припаять.
Как только весь фреон вытечет из системы, с помощью азота продуваются трубки. Это обеспечит вывод влаги (если она там присутствует).
Монтируется клапан Шредера. Его использование исключает отток хладагента в обратном направлении.
Рекомендуется обратить внимание на давление внутри баллона с фреоном. Оптимальная величина — до 6 атмосфер. Если в баллоне более высокое давление, то понадобится использование понижающего редуктора.
Продув системы
Он проводится в течение 10-15 минут. После завершения продува закрывается вентиль. Обрезается фильтр. Проводится повторный продув контура. По его завершении устанавливается фильтр-осушитель. Данная процедура должна быть проведена достаточно быстро (за 15 минут после продува). Не допускается оставление холодильного контура в открытом состоянии в течение длительного времени.
Пайка проводится с использованием защитного экрана, клапана Шредера.
Заправка хладагентом
Потребуются манометры или заправочная станция, которая состоит из 2 датчиков с вентилями и 3 шлангов. Они обеспечат контроль за давлением.
Манометр красного цвета служит для измерения давления нагнетания. Манометр синего цвета точно определит давление всасывания. Один шланг окрашен в красный цвет, второй — в синий, третий — в желтый. Красный и синий шланги подключаются к устройствам аналогичного цвета. Жёлтый шланг располагается посередине.
Все вентили на шлангах перекрываются. Желтый шланг соединяется с баллоном, содержащим фреон. Синий шланг крепится к трубке, через которую в систему будет подаваться фреон. Красный шланг устанавливается на другом конце и соединяется с клапаном Шредера.
После того, как все устройства подключены, открываются вентили на шлангах красного и синего цвета. В последнюю очередь открывается запорный кран на желтом шланге. Ведется постоянный контроль за показаниями датчиков. Как только давление достигнет 0,5 атмосферы, вентили перекрываются.
В течение 30 секунд на компрессор подается питание. Шланг желтого цвета соединяется с вакуумным насосом. Время его работы — 10 минут, в течение которых он выдавит воздух и посторонние газы, накопившиеся в системе. После его отключения к шлангу вновь подключается баллон с хладагентом.
Открывается вентиль на синем шланге, и заправка продолжается. К питанию снова подключается компрессор. Ведется контроль за показаниями манометров. Это требуется для того, чтобы убедиться в корректной работе системы. Если все функционирует в штатном режиме, то патрубки нужно перегнуть и запаять.
Сервисный патрубок не стоит запаивать до первого запуска компрессора. Контролируются показания синего манометра. Его стрелка должна находиться около нуля. Если после запуска не возникло никаких проблем, запаивается сервисный патрубок. Проводится проверка герметичности контура с помощью визуального осмотра и мыльного раствора.
Для контроля количества заправляемого фреона допустимо использовать домашние весы.
Заключение
Фреон отвечает за охлаждение холодильной камеры. По разным причинам возможно нарушение герметичности контура (механическое повреждение, износ трубок, выход из строя компрессора). В таком случае потребуется обнаружить утечки, устранить их и провести дозаправку хладагента.
Для этого покупаются или берутся в аренду необходимые инструменты. Приобретается рекомендованный производителем хладагент. Нельзя использовать иной вид фреона, если он не разрешен изготовителем холодильника.
Во время работ важно соблюдать меры безопасности (отключить холодильник и иные электроприборы, исключить курение и использование газовой плиты в помещении). Несоблюдение указанных правил может привести к взрыву газа.
При замене или дозаправке хладагента нужно последовательно выполнить ряд действий с использованием соответствующего оборудования.